05.01.2019
05.01.2019
ЗАНЯТИЕ
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ «МОЯ СЕМЬЯ»
Конспект занятия по ознакомлению
с окружающим и развитию речи для детей старшей группы, тема «Моя Семья»
Автор занятия: Ибрагимхалилов Мадина
М.,воспитатель МКДОУ «Тидибский детский сад».
Цель занятия:
Помочь детям понять родственные отношения
в семье.
Задачи:
1. Образовательные: формировать
представление детей о членах семьи и тех, кто в ней проживает.
2. Развивающие: развитие мелкой моторики, словарная работа: мизинец,
безымянный, средний, указательный, большой, папочка, папуля, тидибцы.
3. Воспитательные: воспитывать интерес и уважительное отношение к членам семьи
и городу.
Предварительная
работа:
Рассматривали фотографии семьи, учились
называть по имени и родству всех членов своей семьи (кто кому приходиться).
Дети с родителями рисовали рисунки на тему «Моя семья». Дети сделали заготовки
(на картон нанесли слой пластилина). Чтение художественной литературы о семье.
Материалы и
оборудование:
Фланелеграф, изображения домов,
«ладошки-деревья», картонные заготовки со слоем пластилина, горох, фотографии
(лица) мамы, папы, дедушки, бабушки и ребенка.
Ход работы:
Воспитатель:
Сегодня мы с вами отправимся в
путешествие. На чем можно отправиться в путешествие? (на машине, самолете,
ракете, лодке, корабле)
Воспитатель:
А мы с вами не полетим, не поедем и не
поплывем, а поскачем. Поскакали на одной ножке.
Воспитатель:
Посмотрите, мы прискакали с вами в город.
Встаньте на дорожке, подравняйте ножки.
Этюд:
Что за чудо, чудеса (показываем ладошки)
Раз рука и два рука.
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу, вам не тая
Руки всем нужны друзья.
Добрые руки погладят собаку,
Умные руки умеют лепить,
Чуткие руки умеют дружить.
В нашем городе тоже умеют дружить.
Воспитатель:
(на фланелеграфе расположены дома
одноэтажные и многоэтажные, деревья в виде ладошки)
- Что есть в нашем селе? (дома, деревья)
- Какие дома? (многоэтажные, одноэтажные)
- Что еще есть в селе? (деревья)
- На что похожи деревья? (на ладошки)
- Возьмите себе по дереву, какоё вам понравилось, и садитесь за столы.
Воспитатель:
Давайте поиграем пальчиками. Сжали
кулачок.
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – папочка.
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
- О чем мы говорили, когда играли? (о
семье)
- А у вас есть семья?
- Кто самый младший в вашей семье? (я)
- Как ласково вас называют в семье?
- Найдите свою фотографию и положите на мизинец.
Воспитатель:
Мы с мамой делали котлеты
А за окошком дождик шел
Мы с мамой думали при этом
Как вместе быть нам хорошо.
- О ком это стихотворение? (о маме)
- А вам хорошо с мамой?
- Как зовут твою маму?
- А по взрослому? (отчество)
- Найдите фотографию мамы и положите на безымянный палец. Мама рядом с вами.
Воспитатель:
Не терпит мой папа безделья и скуки
У папы умелые сильные руки.
И если кому-нибудь надо помочь
Мой папа всегда поработать не прочь.
- О ком это стихотворение? (о папе)
- А, папа какой? (сильный, смелый, добрый)
- А как ласково можно назвать папу? (папуля, папочка)
- Найдите фотографию папы и положите на средний палец. Папа рядом с мамой.
Физкультминутка
«Ладушки, ладушки»
Воспитатель:
Встаньте, мы немного отдохнем, поиграем
ладошками.
Ладушки, ладушки, где были у бабушки
(хлопки)
А у бабушки ладони все в морщинах собраны (ладони вверх)
А у бабушки ладони добрые, предобрые (гладим ладони)
Всё работали ладони долгими годами (стучим кулаком о ладони)
Пахнут добрые ладони щами, пирогами (ладони к лицу и понюхали)
По кудрям тебя погладят добрые ладони (гладим себя)
И с любой печалью сладят, добрые ладони (подносим к лицу и дуем)
Ладушки, ладушки, где были у бабушки (хлопаем)
Отдохнули? Садитесь на свои места.
Воспитатель:
- Что умеет делать ваша бабушка? (вязать,
пироги печь)
- Найдите фотографию бабушки и положите на указательный палец.
- У нас остался один пальчик - большой. Кто это? (дедушка)
Послушайте, какое стихотворение я знаю про дедушку.
У меня есть дедушка
Как зима седой,
У меня есть дедушка
С белой бородой.
Мне на все мой дедушка
Может дать ответ
И не стар мой дедушка
Хоть ему сто лет.
- А дедушка дома помогает бабушке?
- Как он о вас заботится?
- Найдите фотографию дедушки и положите на большой палец.
Воспитатель:
Посмотрите, у вас получилась большая
дружная семья на вашей ладошке. В семье все любят, заботятся и помогают друг
другу. Давайте с вами сделаем подарок. Задумайтесь на минутку, кому вы хотите
сделать подарок и какой (на столе заготовки – картон и пластилин, в тарелочках
горох). Дети делают подарки.
Воспитатель:
Сделали, положите подарок на тот палец,
кому хотите подарить свой подарок. (Смотрим кому ребенок сделал подарок).
- Возьмите свои «ладошки-деревья» и поместите в нашем селе, куда вам хочется.
Отойдите, посмотрите, все наши семьи в селе. Он большой, красивый, в нем все
дружат.
Итог:
Вот и закончилось наше путешествие. Вам
понравилось? Что вам больше всего запомнилось?
05.01.2019
Конспект открытого занятия в старшей группе
«Путешествие на передачу «Моя семья»
Воспитатель :МКДОУ «Тидибский детский
сад»Ибрагимхалилова М.М.
Цель:
Формировать у детей
правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата,
которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Задачи:
1. Закреплять представления о трудовых обязанностях всех членов
семьи.
2. Упражнять детей в умении правильно отвечать на вопросы,
правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы.
3. Развивать связную речь, логическое мышление, внимание,
познавательный интерес.
4. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, уважение,
взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.
Предварительная работа:
1. Закрепление знания фамилии, имени, отчества и профессии
родителей.
2. Рассматривание семейных фотографий на отдыхе, в квартире, в
саду, в лесу.
3. Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу
выполняют дома члены семьи.
4. Закрепление знаний пословиц о семье.
5. Изготовление вместе с родителями семейных рисунков.
6. Чтение стихов и рассказов о семье.
Материал:
Рисунки на тему «Моя семья»,
ширма, игрушка – Незнайка, корзина, карточки солнышка и тучки.
Ход занятия:
1. Организационный
момент.
Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таким
хорошим пригожим, я предлагаю образовать круг.
«Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся».
Ребята с помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту,
положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу и она от меня идёт к Фариде,
от Асият к Чурило, от Гаджи к Зайнаб и т. далее по кругу и возвращается ко мне.
Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть же
она греет вас и не покидает на протяжении всего дня!
Ребята, посмотрите, сколько гостей собралось, давайте
поприветствуем их.
Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в телестудию на
детскую передачу, «Моя семья».
Вы согласны быть участниками этой передачи. (Ответы детей) А
сейчас, потихоньку занимайте свои места (дети садятся на стульчики). Участники
телепередачи готовы? (ответы детей) Ну, тогда начали.
Добрый день, уважаемые телезрители. Начинаем нашу передачу –
«Моя семья», и я, ее ведущая Мадина Ариповна, приветствую вас. Сегодня в нашей
студии гости программы и участники, ребята детского сада «Родничок», группы
«Ромашка» Шамильского района, села
Тидиб. Ребята пришли в нашу студию для того, чтобы рассказать о себе, о своей
семье, о своих дорогих и близких людях. Сегодня я вести программу буду не одна,
мне будет помогать наш Незнайка. Давайте-ка, ребята, мы его поставим вот
сюда на ширму. (Ставит Незнайку на
ширму.)
Незнайка: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Ой, кто это? Незнайка! Произошло какое-то
чудо, и наш Незнайка ожил. Здравствуй, Незнайка!
Незнайка: Ребята, за то время как я живу у вас в группе, вы
мне уже рассказывали про бабушек и мам, и про пап рассказали, а про кого вы
хотите рассказать мне сегодня?
Воспитатель: Сегодня, Незнайка, мы с ребятами хотим тебе
рассказать о самом главном, что есть на земле - о семье. Что такое семья и
зачем человеку нужна семья. Но с начала я предлагаю участникам вместе с
Незнайкой подумать и ответить на вопрос: «Что есть у всех людей, но у каждого
человека своё?
Дети: Имя.
Воспитатель: Чем отличаются люди из разных семей?
Дети: Фамилией.
Воспитатель: Ребята, кто сможет представиться гостям? 2 – 3 чел.
Дети: Меня зовут…, моя фамилия….
Воспитатель: Благодарю участников.
Воспитатель: Незнайка, а ты знаешь, как называют людей, живущих
в одном доме, квартире?
Незнайка: Нет, не знаю. А ваши дети, что ли знают?
Воспитатель: Конечно, знают. Ну-ка, дети, подскажите Незнайке,
как называют людей живущих в одном доме, квартире?
Дети: Семья, семейство.
Незнайка: Как интересно семья, семейка.
Воспитатель: Раз тебе интересно Незнайка, мы с ребятами
постараемся рассказать всё о семье.
Воспитатель: Ребята, каких родственников объединяет семья?
С кем вы живете?
Дети:
Воспитатель: Семья объединяет родных: родителей, детей, дедушек,
бабушек, братьев, сестёр. Это наши родственники, родня. Ребята вместе с
Незнайкой внимательно послушайте стихотворение, которое так и называется
«Родня», написал его Яков Аким, а прочтет Ибрагим Гасанович.
Мама с папой - моя родня,
Нет роднее родни у меня,
И сестренка родня и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю,
Скоро всем им подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню – волшебная щетка,
Молоток настоящий братишке,
Мяч сестренке, конфетка – Тишке.
А ещё есть друг у меня,
Друг Чурило мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра.
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.
Воспитатель: Как вы считаете, все ли герои стихотворения
являются одной семьёй? Перечислите их.
Дети:
Воспитатель:
Друг Чурило, он член семьи?
Дети: Нет, он не член семьи и не родственник.
Воспитатель: Кем он приходится герою стихотворения?
Дети: Он приходится другом.
Воспитатель: Ребята, для каждого человека очень важно иметь не
только родственников, но и друзей.
Воспитатель: Щенок по кличке Тишка может считаться членом семьи?
Дети: Он не человек, а домашнее животное, поэтому не является
роднёй герою стихотворения.
Воспитатель: Все ли семьи одинаковые или разные?
Воспитатель: Правильно, все семьи разные: есть семьи большие,
есть маленькие. Посмотрите на экран телевизора, вы видите фотографии семьи,
какой считается эта семья: большой или маленькой? Сколько детей в семье?...
Обратите внимание на то, что родители ласково обнимают детей, у них очень
добрые лица, ласковый взгляд. И не важно, какая семья большая или маленькая
главное, чтобы в семье были всегда мир, уважение.
Незнайка: И что ребята, родители заботятся о вас?
Как проявляется их забота, что они делают?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята, родители очень любят своих детей
и заботятся о них.
Незнайка: Ой, ой, ой!
Воспитатель: Что с тобой Незнайка?
Незнайка: Какие вы молодцы, я слушал вас и вспомнил, одну
пальчиковую гимнастику, она мне очень нравится и она тоже о семье, вы сможете
выполнить её?
Воспитатель: Ну, конечно же, сможем Незнайка.
3. Пальчиковая гимнастика «Кто приехал?»
/пальцы обеих рук складываются кончиками вместе/
Кто приехал? /большими пальцами/
Мы, мы, мы /4-мя пальцами, кроме больших/
Мама, мама, это ты? /большими пальцами/
Да, да, да /указательными пальцами/
Папа, папа, это ты? /большими пальцами/
Да, да, да /средними пальцами/
Братец, братец, это ты? /большими пальцами/
Да, да, да /безымянными пальцами/
Ах, сестричка, это ты? /большими пальцами/
Да, да, да /мизинцами
Вместе мы одна большая, дружная семья/ большими пальцами/
Да, да, да. /всеми пальцами/
Воспитатель: А сейчас ребята вместе с Незнайкой внимательно
послушайте стихотворение и отгадайте, о ком говорится в нем…
1. “Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.
Низко небо серое над крышами висит.
А в доме чистота, уют.
У нас своя погода тут.
Улыбнётся … ясно и тепло.
Вот уже и солнышко в комнате взошло.”
- Про кого это, вы, конечно же догадались, это – мама.
- Скажите самые хорошие слова про маму, какая она (заботливая,
трудолюбивая, нежная,
ласковая, внимательная…)?
2. Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть? Правильно папа.
Кем вы приходитесь папе?
Дети: Сыном, дочкой.
Скажите самые хорошие слова о папе. Какой у вас папа?
(Мужественный, отзывчивый, добрый, сильный, смелый, трудолюбивый…)
3. Ароматное варенье, Пироги на угощенье, Вкусные оладушки, у
любимой?
Правильно: бабушки.
А какими ласковыми словами вас называет бабушка?
4. Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый ... (дед)
А кем вы приходитесь своему дедушке?
Дети: Внуком, внучкой.
5. Кто любит и меня и братца,
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка
Моя младшая… (сестрёнка)
Кем вы приходитесь сестре?
Незнайка: Ого, какие вы молодцы, я приятно удивлен, вы меня
радуете своими знаниями.
Воспитатель: - Ребята, а как мы выражаем любовь к своим близким?
(Ответы детей).
- Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем
плохих, чтобы не огорчать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа
радость (печаль) на солнышко или на тучку? (Солнышко и тучка у каждого
ребёнка).
Д/и «Радость и печаль»
Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок
огорчит маму, поднимаете тучку, если порадует - солнышко.
- Нарисовали красивую картину;
- Подрались с другом;
- Съели манную кашу;
- Убрали игрушки на место;
- Порвали книгу;
- На прогулке замарали куртку;
- Разбили чашку;
- Уступили место в автобусе бабушке;
- Помогли маме с уборкой
- Отыскали потерянные бабушкой очки;
- Разбили чашку;
- Помогли маме с уборкой…
Воспитатель: Сегодня у нас на телепередаче открыта выставка
рисунков, многие из вас нарисовали вместе с родителями свои семьи, у вас получились
замечательные рисунки. Нашим телезрителям и Незнайке интересно будет послушать
рассказы о ваших семьях.
Рассказывают 2 – 3 ребенка.
(Дети рассказывают: кто изображен на рисунке; мою маму зовут…,
папу зовут…, Ф.И. бабушек и дедушек, которые на рисунках; где находитесь, чем
занимаетесь, любите ли свою семью? и т. д.)
Воспитатель: Ребята, а когда вы смотрите на свои рисунки,
рассказываете о своих семьях. Какие чувства вы испытываете?
Дети: Радость, хорошее настроение, любовь.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что люблю своих родителей, а родители любят меня.
Воспитатель: Дом, семья – это то, место, где человек чувствует
себя защищенным, нужным, любимым. Все члены семьи связаны друг с другом тесными
узами и живут дружно и счастливо.
Незнайка: Вот вы говорите в семье все дружно и счастливо
живут, и что же дети помогают даже взрослым?
Воспитатель: Конечно, Незнайка. Вот у меня здесь есть корзина,
хочешь, мы с ребятами сейчас соберем в нее все добрые дела, которые мы
выполняем дома.
Игра «Добрые дела».
(Дети становятся в круг вокруг корзины. Звучит музыка и по
очереди дети передают корзину по кругу, тот ребенок, у которого корзина
остается в руках называет доброе дело: поливает цветы, моет посуду, заправляет
свою кровать, складывает свои вещи, убирает со стола…)
Незнайка: Вот это да… Ребята, вы столько выполняете
поручений по дому, молодцы! Мне стоит у вас поучиться.
Незнайка: А можно задать ещё один вопрос?
Воспитатель: Можно, конечно, спрашивай, Незнайка.
Незнайка: Ребята, а смогли бы вы прожить одни без своих родных?
Дети: Нет.
Незнайка: Почему вы так считаете?
Ответы детей:
Воспитатель: Семья – это самое дорогое, что есть у человека,
поэтому во все времена русский народ сочинял пословицы и поговорки о семье.
Давайте их вспомним:
Ответы детей:
«Не нужен клад, коли в семье лад».
«Семьей дорожить – счастливым быть».
«Вся семья вместе и душа на месте».
«При солнышке тепло, при матери добро».
«В хорошей семье хорошие дети растут».
«Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют»
«В семье и каша гуще».
«В своем доме и стены помогают».
4. Итог занятия
Воспитатель:Как хорошо ребята, что у вас всех есть семьи! Вы –
самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга,
дружно живут вместе.
Незнайка: Спасибо, вам ребята, вы мне сегодня так много
нового рассказали о своих семьях, интересного, нужного.
Дети: Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты,
Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Незнайка: Но счастливо жить одному невозможно,
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья,
Какая хорошая ваша семья!
Воспитатель:
Ребята!
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть его дороже?
На этой сказочной земле.
На этом наша телепередача закончилась. До свидания Незнайка! До
новых встреч дорогие гости и участники телепередачи «Моя семья».